История:
Триумфальная арка была возведена в середине 1814 года и изначально была деревянной. Строение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о создании каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, знаменитый по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году. В августе 1829 года состоялась торжественная церемония закладки арки и установки на ней бронзовой доски с надписью о победе русского народа над Францией. Строительство длилось в общей сложности пять лет и было завершено в 1834 году. Через два года, во время реконструкции площади у Белорусского вокзала, арка были разобрана, а ее убранство передано в музей архитектуры. По прошествии тридцати лет сооружение решено было вернуть на свое законное место.
Общее описание:
В наши дни грандиозная арка приковывает к себе все взгляды и считается настоящей драгоценностью Кутузовского проспекта. Туристы могут попасть к достопримечательности по оборудованой пешеходной площадке, что позволяет им не спеша изучить ее интересные детали и сделать фотографии на память.
Архитектурные особенности:
Триумфальные ворота состоят из однопролетной арки, поддерживаемой двумя пилонами с 12 чугунными колоннами, обрамляющими ее. Это придает им величественный и внушительный вид. Между колоннами расположены фигуры воинов в доспехах, а на карнизе изображены гербы губерний, участвовавших во французской войне. На вершине ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, запряженной шестеркой лошадей.
Отдельного внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает столкновение русских и французских войск на фоне стен Кремля. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство. Эта мощная композиция передает накал той битвы и оживляет ее. Другая скульптура, «Освобожденная Москва», изображает полулежащую женщину, опирающуюся на щит с миниатюрой Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она символизирует Москву, окруженную мифологическими богами и обычными людьми; ее правая рука протянута к Александру I за то, что он привел город к свободе.